Цепочки рвутся: почему маленькие склады опасны для
b2b-поставок
Антон Жулев
Операционный директор ЭТМ
Что важнее: скорость доставки или надежность запасов? Маленькие склады создают иллюзию удобства, но на деле ограничивают ассортимент и повышают риски срыва поставок. Почему площадь склада важнее количества, объясняет операционный директор ЭТМ Антон Жулев.

Цифровые платформы b2b-маркетплейсов привлекают внимание удобными интерфейсами, интеграциями и автоматизацией. Однако за кулисами любой успешной платформы стоит логистика: надежность цепочек поставок, доступность товаров и скорость обработки заказов. Маленькие склады могут казаться удобными, но на деле создают скрытые риски.

Риски незрелой логистики b2b-маркетплейсов

Логистика в b2b-маркетплейсах – это не только доставка товаров, но и управление запасами, консолидация поставок, а также работа с обменами и возвратами. Важно контролировать OTIF (On Time In Full) – показатель, который отражает, насколько вовремя и в полном объеме выполняются заказы. Цифровизация должна охватывать не только витрину и закупки, но и все этапы логистики вплоть до последней мили.

На первый взгляд может показаться, что это сугубо внутренние процессы, не касающиеся ни поставщиков, ни клиентов. Но на практике игнорирование товародвижения приводит к сбоям в поставках и увеличению рисков.
Автоматизация складов и работа с перевозчиками требуют масштабов. Если склад слишком мал, инвестиции не окупаются, а привлечение специалистов, владеющих современными технологиями, теряет смысл.

Быстрорастущие корпоративные маркетплейсы часто хвастаются запуском нескольких складов на пару тысяч квадратных метров. Но такие объекты скорее работают как перевалочные пункты, чем как полноценные центры хранения. Это логистический аналог MVP (Minimum Viable Product) – минимально жизнеспособного решения, которое позволяет быстро протестировать процессы, но пока не является зрелой инфраструктурой. Кажется, что компактный склад рядом – это преимущество. Но на деле все сложнее.

В качестве сравнения. Легко понять разницу между полноформатным багажом и ручной кладью в лоукостере: либо можно взять все, что действительно нужно, либо ограничиться самым необходимым. И неважно, насколько удобен был заказ авиабилета онлайн.

Из-за дублирования самых востребованных товаров небольшие склады не позволяют существенно расширить ассортимент. Например, десять складов по 10 тыс. кв. м вмещают всего 30 тыс. уникальных наименований товара (SKU), тогда как один логистический центр на 100 тыс. кв. м – уже 100 тыс. SKU. А склады на 1-2 тыс. кв. м и вовсе подходят лишь для обработки готовых заказов.

Три уровня зрелой складской логистики

Чтобы сбалансировать удаленность склада и его размер, оптимальна мультиформатная модель:
·      один центральный распределительный склад (от 60 тыс. кв. м);
·      несколько макрорегиональных складов (от 20 тыс. кв. м);
·      несколько региональных складов (от 8 тыс. кв. м);
·      более 200 точек обслуживания со складской зоной 400-600 кв. м.

Такая трехуровневая модель складской логистики помогает сбалансировать товарные запасы. Чем выше уровень склада, тем шире ассортимент и глубже запасы менее востребованных товаров. Централизованное управление упрощает прогнозирование спроса и позволяет гибко реагировать на локальные изменения – от сезонных колебаний до отраслевой или геополитической специфики региона.

Благодаря стабильному ассортименту клиенты могут пересмотреть подход к закупкам: больше нет необходимости закупать товары на три месяца вперед, чтобы избежать дефицита. Поставщики, в свою очередь, получают возможность снижать минимальную партию поставки, а клиенты – заказывать товар на две недели и при необходимости быстро пополнять запасы. За счет консолидации заказов и эффективного планирования перевозок это не ведет к росту затрат.

Пример. Китайский лидер e-commerce JD.com построил логистику на многоуровневой складской системе: крупные фулфилмент-центры, макрорегиональные распределительные склады (front distribution centers), склады для крупногабаритных товаров и региональные хабы. В отличие от конкурентов, которые полагаются на небольшие арендованные склады, JD.com за счет автоматизации и оптимизации потоков смог обеспечить доставку 90% заказов в течение одного дня по всей стране.

Баланс размера и эффективности крупных складов

Крупные склады обладают множеством преимуществ, среди которых:
·       глубокий товарный запас. Чем больше площадь склада, тем шире ассортимент и глубже запасы SKU. Это снижает риск дефицита и исключает необходимость частых перебросок товаров между локальными складами. Логистика становится более предсказуемой: товар движется четко от центральных хабов к региональным точкам;
·       контроль качества на входе. Крупные склады позволяют организовать строгий контроль качества для товаров с высокой долей брака. Например, для кабельно-проводниковой продукции или светотехники. На крупном складе экономически оправдана закупка дорогостоящего тестового оборудования и наем квалифицированного персонала для службы входного контроля качества;
·       скорость и точность. Автоматизированная сборка заказов минимизирует ошибки и снижает число возвратов. Даже если замена необходима, она происходит быстрее за счет большего количества единиц одной SKU и наличия аналогов в запасе;
·       гарантия стабильности. Крупные склады выдерживают пиковые нагрузки и могут временно заменить другие логистические узлы в случае их выхода из строя. Это повышает устойчивость цепочек поставок и снижает риски сбоев;
·       консолидация заказов. Крупные склады выступают хабами с просторной зоной приемки. Это дает возможность не только эффективно маркировать и переупаковывать грузы, но и консолидировать заказы от разных поставщиков в единую партию. Для клиентов с режимными объектами это особенно важно, так как позволяет минимизировать число доставок;
·       гибкость поставок. Просторная зона приемки позволяет принимать готовые заказы от поставщиков (кросс-докинг). Это также снижает минимально доступный к заказу объем партии, делая поставки более удобными для клиентов;
·       оптимизация логистики последней мили. При более высоком уровне зрелости складской сети маркетплейс автоматизирует не только хранение, но и перевозки. Совместная работа с технологичными транспортными компаниями и использование систем управления транспортом (TMS) позволяют постоянно оптимизировать маршруты и загрузку автомобилей. По данным Deloitte, логистика последней мили составляет от 28 до 53% всех расходов на доставку, поэтому ее эффективность критически важна для снижения затрат.

Крупные склады с точки зрения поставщика b2b-маркетплейса

Для производителей и дистрибьюторов сотрудничество с маркетплейсами, использующими масштабные склады, дает несколько ключевых преимуществ:
·       модель консигнации. Поставщики могут хранить товары на складе маркетплейса, сокращая собственные издержки на логистику и хранение. Это повышает доступность продукции для клиентов и снижает финансовые риски, особенно для компаний с широким ассортиментом;
·       расширение товарных категорий. Благодаря большому складу маркетплейс может предлагать клиентам более широкий выбор продукции. Это открывает для поставщика новые рыночные ниши, помогая товару органично встраиваться в дополнительные сегменты и решения;
·       широкая география поставок. Развитая логистическая сеть с регулярными маршрутами позволяет доставлять продукцию без территориальных ограничений – от Санкт-Петербурга до Владивостока.
В логистике, как и в ретейле, небольшая точка отгрузки может проигрывать крупному распределительному центру так же, как магазин у дома уступает гипермаркету.

Площадь склада напрямую влияет на надежность и скорость цепочки поставок. Крупные логистические хабы позволяют консолидировать поставки, снижать затраты и обеспечивать широкий ассортимент SKU. Запасы на таких складах глубже, условия хранения и обработки товаров лучше, а логистика стабильнее.

Источник: pro.rbc.ru